Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Русская география
Москва и град Петров, и Константинов град- 
Вот царства русского заветные столицы... 
Но где предел ему? и где его границы- 
На север, на восток, на юг и на закат? 
Грядущим временам судьбы их обличат... 
Семь внутренних морей и семь великих рек... 
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, 
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... 
Вот царство русское... и не прейдет вовек, 
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гос-тей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.... 

 

 

Одной из самых ярких и показатель-ных черт русского тра-диционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. В нашей статье вы узнаете удивительную историю возникновения самовара и его устройство.

 

 Традиции и обычаи русского народа

 Русская культура, обычаи народа и его традиции корнями уходит далеко в древние времена. Традиции – это дух народа, его самобытность, гордость и связь поколений...... 

 

    Гжельский рисунок один из самых уз-наваемых и уни-кальных видов рос-писи в традицион-но русском искус-стве. История появления гжели.....

 

Хохлома – это народный русский промысел,

 который возник в далеком XVII веке .... Одна из самых узнаваемых росписей народной живописи – красные и черные тона на золотом фоне... История...

 


 

    Хохлома – это народный русский промысел, который возник в далеком XVII веке в Нижегородской губернии. Одна из самых узнаваемых росписей народной живописи – красные и черные тона на золотом фоне.

    Как часто это случалось с росписями, хохлому назвали в честь местности, где она впервые появилась. В торговую деревню с таким названием съезжались умельцы из соседних сел, и, привозили свои изделия. В это время Россия избавилась от татаро-монгольского ига,  и в стране пытались наладить порядок. Одним из немногих источников к существованию стали разные виды народного ремесла. Они объединили в себе обычаи местных жителей с обычаями беженцев. Так же большую роль сыграли староверы.

    К концу XIX века хохлома получила известность за пределами отечественного рынка.  Но большую популярность роспись обрела после Международной выставки, что проходила в Париже. Именно после этого показа наладили поставки хохломы в страны Европы. Хохлома стала настолько популярной, что бизнесмен из Германии занялся изготовлением ложек, которые пытался выдать за оригинал. В первой половине XX века из-за войн в народных промыслах настал кризис, многие мастера были вынуждены закрыть свое дело.  Но в годы оттепели появились новые мастера, и хохлома обрела свою вторую жизнь.

Легенда

    Существует легенда о хохломе, в которой ведается, откуда же появилась столь красивое искусство.

     Жил когда-то давно иконописец в Москве. Царю нравилась его работа, и он щедро его одаривал. Вот только мастер не желал вознаграждения, желал он свободу, и вот в одну ночь решился он и покинул царский двор. Долго скитался мастер, и нашел покой свой в керженских лесах, где и срубил себе избу и занялся любимым делом. Умел был мастер, вот только желал он создать искусство, в котором бы душа русская сохранилась, да так, что бы и красоту природы передавала.  День и ночь не спал мастер, покой потерял, да за дело взялся. Так и получились первые чашки деревянные – хохломские, расписаны они цветами яркими были, да веточками тонкими. Быстро слава о красоте такой по земле разнеслась, и стали люди съезжаться к мастеру на диво дивное поглядеть. Да так их пленяла изящность хохломы, что оставались они с мастером, да избы свои строили рядом, так и появилась деревня.  Вот только слава мастера и до царя дошла, и понял все царь и послал воинов своих умельца обратно привести.  Но молва народная быстрей мастера настигла, чем воины царские. И собрал тогда односельчан своих умелец, да поведал тайну росписи им. Вместе с солнцем зашли воины в село, да вот только изба художника огнем полыхала.  Сколько мастера они не искали, след его остыл уже, как и пепел от избы сгоревшей.  Вот только краски по земле растеклись, яркие как пламя, да черные как пепел.  О мастере не слыхали больше нигде, а хохлома до сих пор напоминает людям о свободе, и о любви к прекрасному.

Золотая хохлома. Изготовление.

    Дерево играет огромную роль в жизни русского человека. Еще издревле на Руси из дерева делали практически все: рубили избы, делали посуду, горящие в печи поленья согревали и кормили семью, а лучина дарила свет избе. Писали на бересте, ходили в лаптях, игрушки детям делали из все того же дерева.

    Заволжские земли всегда были богаты лесами и славились мастерами по обработке дерева.  Топоры, тесло и ножи – все находило свое применение в руках умельцев. Каждое изделие вырубалось вручную, именно поэтому на нем могли быть бугорки и другие неровности. Каждая единица утвари была единственная в своем роде, вы никогда не найдете две абсолютно одинаковые ложки того времени. После того как появились токарные станки, производство посуды стало намного легче, все изделия имели правильную и ровную форму, и каждая была похожа на другую.  Простую посуду, такую как тарелки и чашки, мог выточить любой токарь, а вот посуду посложнее делал мастер, тот, кто понимал построение формы.

    Посуда, которую только выточили, имеет поверхность розоватого оттенка, и именуют ее «белье». Несмотря на то, что хохломские изделия сделаны из дерева, оно не проглядывает сквозь краску.

    Золото – очень красивый метал. Из него делали посуду, на которой подавали яства на царских приемах. Так же золотом покрывают посуду, вот только золото это сусальное.

 Сусальное золото – это тончайшие листочки этого дорогого метала, ими покрывают места заранее отмеченные, и аккуратно приклеивают его.

  Также есть творёное золото – это порошок, который разводят специальным раствором и как краску наносят кистью на изделие.  Эти виды позолоты были знакомы иконописцам. Предметы с таким покрытием стоили дешевле. Но мастера не остановились на этом и придумали еще способ, как сделать позолоту доступнее. Иконописцы окрашивали пластины серебра вареным льняным маслом. Когда масло поверх серебра высыхало, оно напоминало золото. Но крестьянские мастера пошли еще дальше – они стали маслом покрывать олово.

    Цвета хохломы подобраны не просто так, на фоне красного цвета, золото визуально становится мягким и теплым, а вот черный цвет контрастирует с золотом, и оно на темном фоне выглядит еще ярче.

    После того как дерево обрело форму, его сушат и шлифуют. Когда будущее изделие будет ровным и без шероховатостей, оно попадает к красильщику, который покрывает его специальным составом – грунтом или вапой.  В состав вапы входит глина, именно поэтому изделие выглядит как глиняное. Форму покрытую грунтом или вапой сушат, а затем покрывают олифой.  На поверхности появляется липкая пленка, и на нее хорошо ложится металл в виде порошка.  

    Процесс втирание порошка называется лужением.  Изделие будто отлито из металла. После всех этих действий художник берется за роспись. Главными инструментами являются тонкие кисти, сделанные из беличьих хвостов и банки с красками.  Когда изделие будет расписано, его лакируют и закаливают при 160 – 180C, и именно тогда проявляется эффект золота.  Благодаря тому, что лак закаливается, олифа принимает оттенок благородного металла.

Узоры

    Конечно, то, как ляжет узор на изделие зависит от его формы, тут у художника свобода выбора и полет фантазии.  Но как обойтись без главных символов хохломы – без ягодок и листочков? Чаще всего изображают землянику, малину, крыжовник, ежевику, смородину и рябину. И каждая ягодка будет отличаться друг от друга, что только докажет что перед вами не подделка и изделие расписано и сделано вручную. Помимо ягод и листочков на хохломе можно заметить траву, обычно ее пишут красным или черным цветом, целыми кустиками или по три и пять травинок.  Часто рисуют осоку – на кисть набирают как можно больше краски, тогда трава получается более живой и изящной.

    «Траву» могут использовать как самостоятельный вид росписи, но она всегда присутствует в других орнаментах хохломы. Даже если на изделие присутствует орнамент птиц, кустов или ягод, его все равно называют «травным».

    Хохлома визуально делает деревянную посуду объемнее, а красивые ягоды и листочки придают ей особый шарм. Издревле на Руси изображение цветов и ягод было пожеланием благополучия и добра дому. Хоть те времена и канули в Лету, художники все равно чтят традицию, радуя наши глаза красотой хохломской росписи