Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Русская география
Москва и град Петров, и Константинов град- 
Вот царства русского заветные столицы... 
Но где предел ему? и где его границы- 
На север, на восток, на юг и на закат? 
Грядущим временам судьбы их обличат... 
Семь внутренних морей и семь великих рек... 
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, 
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... 
Вот царство русское... и не прейдет вовек, 
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гос-тей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.... 

 

 

Одной из самых ярких и показатель-ных черт русского тра-диционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. В нашей статье вы узнаете удивительную историю возникновения самовара и его устройство.

 

 Традиции и обычаи русского народа

 Русская культура, обычаи народа и его традиции корнями уходит далеко в древние времена. Традиции – это дух народа, его самобытность, гордость и связь поколений...... 

 

    Гжельский рисунок один из самых уз-наваемых и уни-кальных видов рос-писи в традицион-но русском искус-стве. История появления гжели.....

 

Хохлома – это народный русский промысел,

 который возник в далеком XVII веке .... Одна из самых узнаваемых росписей народной живописи – красные и черные тона на золотом фоне... История...

 


 

    Матрешка во всем мире давно признанна одним из главных символов России. И ведь это удивительно, как маленькая игрушка может ассоциироваться с целой страной? Предвосхищая своей традиционной красотой как не искушенных людей, так и ценителей всего прекрасного, она путешествует по миру, не признавая границ.

    Начало своей истории матрешка берет во второй половине XIX века, когда в столичную мастерскую игрушки «Детское воспитание», принадлежавшую Мамонтову, его жена из Японии  привезла фигурку милого лысого старичка Фукурума. 

Эту фигурку и принято считать прародителем матрешки.

    В Японии главной религией признан синтоизм, а он предполагает наличие множества богов, у каждого из которых свои обязанности перед простыми смертными. Фукурума был в ответе за счастье, мудрость и процветание. Эта фигурка хранила в себе сюрприз – она была разъемной, и в ней хранились четыре фигурки, вложенные одна в другую – это были известные ученики старика-мудреца.

    Такие комплекты богов были очень популярны в Японии. Слава этих игрушек пошла дальше по Азии и вскоре на рынках Китая и Индии появились похожие куклы. 

Сергей МалютинСергей Малютин

Творцами русской матрешки принято считать Василия Звездочкина и Сергея Малюткина, которые работали в мастерской Мамонтова. Звездочкин выстругал из деревянного бруска фигурки, Василий ЗвездочкинВасилий Звездочкинкоторые можно было сложить друг в друга, а Малюткин разрисовал этих кукол под мальчиков и девочек.

 

Самая большая матрешка в наборе была расписана под девушку одетую в сарафан, передник и паток с петухом. Комплект состоял из 8 фигур. Куклы девочек чередовались с куклами мальчиков, а самая маленькая кукла была расписана под младенца в пеленке. Сегодня эта игрушка является экспонатом в Музее игрушек в Сергиевском Посаде.

Первая русская матрешка - Девочка с петухомПервая русская матрешка - Девочка с петухом

Ходит много слухов о том, почему же куклу назвали именно так. Самая известная версия так это, то, что имя Матрена было популярно в то время. Так же есть версия, что имя куклы берет свое начало из латинского слова «mater», которое в переводе означает «мать». Мать оберегающая домашний очаг, следящая за здоровьем своего семейства – такую ассоциацию вызывало это имя. Есть еще один вариант, менее прозаичный – на абрамцевских вечерах которые проходили в усадьбе Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

 

    Неудивительно, что в России матрешка появилась именно в это время. На стыке XIX и XX веков в моду вошли произведения народного искусства. Художественная интеллигенция страны пыталась осмыслить самобытность русского народа через искусство. Открывались художественные мастерские, тематические кружки, интерес вызывали предметы быта и игрушки исконно русского стиля – все в этом вошло в обиход модников тех времен. Есть версия, что эта мода появилась благодаря «русским сезонам» С.П.Дягилева во Франции.

    Мастерская «Детское воспитание» в 1900х годах закрылась, но производство матрешек переняли в Сергиевом Посаде.

    Игрушечная столица – так называли Сергиев Посад, там занимались изготовлением игрушек из дерева. После того как в Париже в 1900 году прошла всемирная выставка в Посаде начали массовое изготовление матрешек. Отечественные игрушки произвели большое впечатление на европейскую публику. Запад матрешка захватила благодаря ежегодным ярмаркам в Берлине и Лейпциге, а также благодаря базару кустарных изделий, который в XX веке проходил каждый год в Великобритании. Немного позже «Русское общество пароходства и торговли» устроило передвижную выставку, и так матрешку повидали в таких странах как Турция, Греция и в странах Ближнего Востока.

    В 1904 году поступил заказ из Парижа на изготовление большой партии матрешек. Ежегодно  спрос на деревянных кукол рос. Товарищество «Русские кустари» открыло во Франции магазин в ассортименте, которого были изделия отечественных мастеров – предметы интерьера и быта, посуда расписанная под хохлому и игрушки.

       В конце XX века росписью Матрен занялись в Москве и в Санкт-Петербурге. Хоть локация росписи меняется, мастера продолжают соблюдать каноны, заложенные в Сергиевском Посаде.

    Не смотря на огромный выбор матрешек на рынке, запросто можно отличить стиль «матрешек 90-х годов» - костюм кукол в русском стиле с платками и шляпами похожими на Павловские.

    Сегодня легко найти не только матрешек расписанных в каноничном стиле, но и авторские работы, выполненные художниками-индивидуалистами. Цена за такую куклу варьируются, и зависит от профессионализма и известности мастера. Можно найти эксклюзивных матрешек, выполненных в одном экземпляре, а также матрешек, которые являются подражанием полотнам великих художников: Васнецова, Кустодиева, Брюллова и т.д. 

Виды матрешек:

    Сергиевская – для росписи этой игрушки использовали яркие цвета красок – красный или оранжевый, желтый, синий и зеленый. Одета она в сарафан с передником, а голову покрывает платок. Контуры одежды и лица игрушки обводят черным цветом. В 1930 году Сергиевому Посаду сменили название Загорский, и эту роспись стали именовать загорской.

 

Полховский Майдан – является одним из самых известных центров росписи Матрен, находится он в Нижегородской области. Отличительный знак этой матрешки – это цветок шиповника с множеством лепестком, а вокруг него могут находиться раскрытые наполовину бутоны на ветвях. Отличается роспись тем, что, сначала рисуется контур, а потом уже разукрашивают матрешку цветом. Куклу покрывают грунтовкой и крахмалом, а затем лакируют матрешку в три слоя. 

    

    Семеновская – ее так же раскрашивают в яркие цвета, преимущественно в красный и желтый. Платок ее расписывают горошком. Вообще город известен росписью хохломой, но в 1929 году в Семеново объединились мастера дел игрушечных, близлежащих деревень, и производство матрешек стало одним из основных ремесел. 

    Вятская – отличается от своих сестер тем, что ее инкрустируют ржаной соломой и для росписи используют анилиновую краску. Солому, для украшения кукол, выращивают на отдельно отведенных участках и срезают ее вручную. До того как в Вятке начали расписывать матрешек, город славился своими изделиями из лыка и бересты. Отличительной чертой их изделий был тисненый орнамент. 

 

Технология производства

    Главное в Матрене это, конечно же, дерево. Это может быть липа, береза, осина или лиственница. Стволдолжен быть ровным. Срубают его ранней весной или зимой, делается это для того что бы в древесине было как можно меньше сока. Затем дерево обрабатывают и оставляют в хорошо продуваемом помещении. Древесину нельзя пересушивать. Сушка занимает от двух до трех лет. У мастеров есть свое понятие готового дерева, они говорят, что древесина должна «звенеть».

    Делать матрешку начинают с самой маленькой цельной куклы. Затем выпиливается донце следующей куклы. Потом делается верхушка куклы, эту часть не сушат, и благодаря этому части крепко прилегают друг к другу.  Вначале своего пути матрешки были шести – или восьмиместными, но затем сделали тридцати пятиместную куклу. А в столице Японии была продемонстрирована семидесятиместная семеновская матрешка, рост ее составил один метр.

    Когда матрешка полностью готова, ее шкурят и грунтуют. И только по окончании всех этих действий куклу можно расписывать. Карандашом намечается контур рисунка. Рисунок могут выжигать, а после тонировать акварелью.

    Для начала намечают линии лица матрешки, и только после этого рисуют одежку. Чаще всего расписывают кукол акварелью, гуашью или акрилом. У каждого региона свои правила росписи матрешек. В некоторых местностях используют анилиновые краски на загрунтованную поверхность куклы. Красители разводят специальным раствором на основе спирта. Сергиевские матрешки расписывают без предварительного рисунка, а яркость цветов они добиваются при помощи лакировки.

    Когда матрешки являлись украшением интерьера, контуры лица и одежды куклы выжигали, а затем покрывали воском. Даже если краска слезала или выгорала со временем, благодаря выжиганию матрешка все равно сохраняла свою красоту.  После того как Матрена стала детской игрушкой ее стали покрывать лаком. Он сохранял краску от обкалывания и продлевал жизнь цвету.

 

Как отличить качественную матрешку?

Все ее детали с легкостью помещаются друг в друга, а обе части одной куклы сидят как влитые, рисунок четкий и правильный. И самое главное, что точно не упустить, так это то, что правильная матрешка должна быть красивой.