Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Русская география
Москва и град Петров, и Константинов град- 
Вот царства русского заветные столицы... 
Но где предел ему? и где его границы- 
На север, на восток, на юг и на закат? 
Грядущим временам судьбы их обличат... 
Семь внутренних морей и семь великих рек... 
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, 
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... 
Вот царство русское... и не прейдет вовек, 
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гос-тей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.... 

 

 

Одной из самых ярких и показатель-ных черт русского тра-диционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. В нашей статье вы узнаете удивительную историю возникновения самовара и его устройство.

 

 Традиции и обычаи русского народа

 Русская культура, обычаи народа и его традиции корнями уходит далеко в древние времена. Традиции – это дух народа, его самобытность, гордость и связь поколений...... 

 

    Гжельский рисунок один из самых уз-наваемых и уни-кальных видов рос-писи в традицион-но русском искус-стве. История появления гжели.....

 

Хохлома – это народный русский промысел,

 который возник в далеком XVII веке .... Одна из самых узнаваемых росписей народной живописи – красные и черные тона на золотом фоне... История...

 


 

Храм Христа Спасителя

    Храм Христа Спасителя в Москве — это не только главный храм России, но и уникальный архитектурный памятник с богатым историческим прошлым. После победы в войне против армии Наполеона в 1812 году было решено возвести величественный храм в память о погибших воинах. Архитектор Александр Витберг, автор первого проекта, планировал возвести монументальное сооружение на Воробьевых горах. Однако непрочность почвы и превышение расходов привели к тому, что строительство было быстро остановлено на долгие годы.

    Второй этап строительства храма проходил в 1839-1881 годах по авторскому проекту Константина Тона. Он работал в новом направлении в архитектуре храмов и церквей, называемом русско-византийским. Новое место было выбрано весьма удачно: величественный храм было хорошо видно издалека и в то же время он не заслонял ансамбль Кремля. Крестообразное в плане здание должно было совместить функции собора и музея воинской славы. Стены галереи вокруг центральной части храма украсили мраморными плитами, на которых были высечены даты сражений, названия полков, фамилии погибших, раненых и награждённых. В музее разместили трофейные знамёна. Отделка собора, внешняя и внутренняя, поражала богатством и красотой. Над росписями и горельефами работали выдающиеся художники и скульпторы того времени. Только на купол ушло более 300 кг золота. Величественное сооружение обошлось казне в 15 миллионов рублей. В нём впервые прозвучала увертюра П. И. Чайковского «1812 год». Храм был торжественно освящён 7 июня 1883 года в присутствии императорской семьи. Он стал центром многочисленных шествий и памятных мероприятий, которые достигли апогея в дни празднования 100-летия войны 1812 года. Тем не менее здание нравилось далеко не всем: в 1916 году публицист князь Трубецкой сравнил его с самоваром, вокруг которого собиралась патриархальная Москва.

    Храм простоял до 5 декабря 1931 года. Как и многие другие монументы, он был взорван в сталинскую эпоху по распоряжению властей, желающих порвать с царским прошлым. На его месте должен был быть построен гигантский Дворец Советов, увенчанный статуей Ленина, но война помешала осуществить этот проект. После войны на месте храма появился открытый круглогодичный бассейн, вода в котором подогревалась зимой.

    В начале 1990-х годов было решено восстановить храм по первым чертежам на том же месте, на старых фундаментах. Бассейн был закрыт в 1994 году перед началом строительства. Реставраторы провели кропотливую работу по сбору старых чертежей и рисунков. Сначала проектом руководил архитектор-реставратор Алексей Денисов, но затем его сменил Зураб Церетели, который решил использовать бронзу при восстановлении горельефов, в то время как Тон в своё время выполнил их из камня. Росписи храма не совсем похожи на те, которые были написаны мастерами 19 века. Из-за многочисленных изменений храм не является точной копией того, который был уничтожен, сохранив лишь некоторое внешнее сходство. Примечательно, что на восстановленных памятных досках были воспроизведены те же ошибки, что и на оригинальных.

    Первая литургия в новом здании была проведена Алексием II 19 августа 1996 года. В 2000 году, в тот же день, было произведено торжественное освящение храма. Особое значение приобрели торжества в честь 200-летия нашествия Наполеона. В настоящее время храм является действующим и привлекает огромное количество не только паломников, но и туристов со всего мира, приезжающих посмотреть на одну из визитных карточек Москвы и отдать дань памяти погибшим в войне с Наполеоном.