Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Русская география
Москва и град Петров, и Константинов град- 
Вот царства русского заветные столицы... 
Но где предел ему? и где его границы- 
На север, на восток, на юг и на закат? 
Грядущим временам судьбы их обличат... 
Семь внутренних морей и семь великих рек... 
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, 
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... 
Вот царство русское... и не прейдет вовек, 
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гос-тей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.... 

 

 

Одной из самых ярких и показатель-ных черт русского тра-диционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. В нашей статье вы узнаете удивительную историю возникновения самовара и его устройство.

 

 Традиции и обычаи русского народа

 Русская культура, обычаи народа и его традиции корнями уходит далеко в древние времена. Традиции – это дух народа, его самобытность, гордость и связь поколений...... 

 

    Гжельский рисунок один из самых уз-наваемых и уни-кальных видов рос-писи в традицион-но русском искус-стве. История появления гжели.....

 

Хохлома – это народный русский промысел,

 который возник в далеком XVII веке .... Одна из самых узнаваемых росписей народной живописи – красные и черные тона на золотом фоне... История...

 


 

Московский метрополитен

    Московский метрополитен имеет протяженность почти 299 км, разделенных на 12 линий со 182 станциями на них. Правительство СССР придавало большое значение строительству метро. Это был не только общественный транспорт, это было достижение советского народа. И значимость метрополитена необходимо было подчеркнуть ярким и интересным оформлением. Поэтому, по праву, московское метро – одно из самых богато украшенных во всем мире. Благодаря красоте станций, метрополитен – одна из множества достопримечательностей столицы, ведь залы и вестибюли здесь выглядят как диковинные подземные дворцы со статуями и витражами, фресками и мозаикой, красивой плиткой и барельефами. И не уступают многим наземным дворцам.

    Над оформлением каждой станции трудились ведущие художники, скульпторы и декораторы Советского Союза – А.Н. Душкин, П.Д. Корин, Г.И. Мотовилов, З.С. Чернышёва, Г.А. Захаров, Г.И. Опрышко, Л.А. Карнаухов, М.Манизер и многие другие. Основная задача, стоявшая перед оформителями – прославление величия советского народа и социалистического строя Советского Союза. И они с успехом справились с поставленной целью. При создании интерьеров подземных залов и переходов использовался мрамор, гранит, смальта, известняк, орлец и другие дорогие материалы. В настоящее период, ввиду их художественной ценности, некоторые из станций взяты под охрану государства как памятники архитектуры и искусства.

Комсомольская станция

    Комсомольская станция – ярчайший образец сталинского ампира. Этот стиль является смесью барокко, ампира и классического стиля. Поскольку в качестве основной темы оформления была заявлена борьба могучего советских людей за независимость от захватчиков, то декор отличается излишней помпезностью и большим размахом: 68 колонн, лепнина, ценные мозаики из поделочных камней и смальты. Также, по первоначальному замыслу, Комсомольская должна была стать «воротами Москвы», поэтому должна была приводить увидевших ее впервые в состояние некоего трепета и восхищения. В качестве автора проекта был приглашен именитый Алексей Щусев, главный архитектор Казанского вокзала, Мавзолея Ленина, а также соавтор гостиницы «Москва».

    На станции можно увидеть восемь мозаичных панно, изображавших великих полководцев разных эпох (от Александра Невского до Михаила Кутузова), а также красноармейцев и Родину-мать. Создателем панно стал живописец-монументалист П.Д. Корин. Мозаики с полководцами не менялись, а вот "Выступление Ленина перед красногвардейцами" и "Родина-мать" были выложены после смерти Сталина и разоблачения его культа. Они заменили собой "Парад Победы" и "Вручение Красного знамени". Заменой мозаики также занимался П.Д. Корин.

Барельефы Комсомольской, авторства скульптора Г.И. Мотовилова

    При отделке помещений станции использовали такие ценные материалы, как мрамор «газган», добытый в месторождениях Узбекистана, каарлахтинский, клёсовский и капустинский гранит разных оттенков красного и малинового цветов.

Курская станция

    После Комсомольской, Курская - вторая по величине станция Московского метрополитена. По праву эта станция, пусть и не такая роскошная, как Комсомольская, но тоже представляет собой памятник архитектуры. В отделке использовались серо-белый, красный, бело-желтый, розовый и черный мрамор, красный и серый гранит, черный диабаз, светлая керамическая плитка и другие дорогие материалы. Над проектом Курской работали З.С. Чернышева и Г.А. Захаров. Для пассажиров станция открыла свои двери в 1950 году.

    Особого внимания заслуживает крупный декоративный элемент – колонна в центре переходного зала. Столп изукрашен лепниной с растительным орнаментом и сценками из деревенской жизни. В целом, стиль оформления станции отсылает посетителя к Древнему Риму – бронзовые светильники-солнца, дорические колоны, пилоны и иные элементы, присущие классическому архитектурному стилю.

    Курская неоднократно реставрировалась и, к сожалению, некоторые изначальные элементы оформления были утрачены, например, пол перехода между станциями, выложенный яркой плиткой, имитировавшей ковер.

Киевская станция

    Построена она по проекту группы украинских архитекторов под руководством Е.И. Катонина, автора Боткинской больницы, Дома Советов и стадиона «Динамо» в Санкт-Петербурге, Дворца труда в Ростове-на-Дону, Универмага на площади Киевского вокзала и др. значимых зданий. Перед архитектурной группой была поставлена задача - показать дружбу между русским и украинским народом, а также величие Советской Украины, и они успешно с ней справились.

    Интерьер станции не был полностью новым, некоторые элементы декора были позаимствованы у других станций – «Арбатской» и «Новослободской». В декоре использовали смальту, серый гранит и белый мрамор из Коелгинского месторождения.

    Станция украшена бронзовыми светильниками-канделябрами и мозаичными панно, изображавшими важные вехи в истории Украины и всего СССР, социалистические достижения и жизнь трудового народа: «Переяславская Рада», «Полтавская битва» и т.д. Общим счетом 18 штук. С мозаикой «Борьба за Советскую власть на Украине» связана одна из многочисленных легенд московского метрополитена – о якобы совершенном здесь перемещении в прошлое человека с ноутбуком. За обладателя ноутбука молодежь принимает партизана с переносного телефона, переделанного из немецкого штабного FF-17.

Маяковская станция

Эта станция провозглашена местным памятником культуры. Маяковская возведена по проекту А. Душкина и открылась в сентябре 1938 года. Данный проект завоевал Гран-При в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Изначально ода должна была называться «Триумфальная площадь», поскольку она расположена прямо под ней.

    Архитектурный стиль можно определить как смесь «сталинского неоклассицизма» и «авангарда». Иногда его относят даже к стилю «ар-деко». Основная ставка сделана на освещение, это по праву самая светлая московская станция. Хоть она и была названа в честь Владимира Маяковского, его бюст был установлен только в 1950-х гг. В отделке впервые применили нержавеющую сталь. Также использовали следующие виды мрамора: уфалей, газган, салиети, садахло; известняк «давалу», редчайший камень родонит (другое название – «орлец», его месторождения есть только на Урале и они практически истощены), диорит.

    Маяковская украшена 35 мозаичными панно разной тематики («Статуя девушки с веслом», «Подсолнухи», «Домна», «Игра в волейбол», «Чайки» и другие). Изначально их было 36, но при установке гермоворот от одной из мозаик пришлось отказаться.

    В целом, Маяковская производит боле легкое и воздушное впечатление, чем многие другие станции московского метрополитена.

Станция «Площадь революции»

    Как и Маяковская, эта станция является детищем архитектора Душкина и также является памятником истории и культуры. Первые пассажиры метро появились здесь в марте 1938 года.

    Отделочными материалами тут являются лабрадорит мрамор садахло и биюк-янкой, гранит, подмосковный известняк. Главными украшениями станции являются огромная 24-рожковая бронзовая люстра, мозаика «30-летие Октябрьской революции» и 76 бронзовых скульптур советских граждан работы Матвея Манизера, установленных в определенном порядке.

Музей истории метрополитена

    Московский метрополитен – это настолько значимое сооружение, что у него есть свой музей. Он был открыт в 1967 году по адресу: Хамовнический вал, д. 36.

Суббота и воскресенье – выходные дни. В понедельник музей открыт с 10 до 16.30, со вторника по четверг – 9 до 16.30, в пятницу – с 9 до 15. Запись на экскурсии производится заранее.

В настоящее время, музей находится на реконструкции. Часть экспозиции можно увидеть на станции «Выставочная» в Центре профориентации метрополитена.