Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Русская география
Москва и град Петров, и Константинов град- 
Вот царства русского заветные столицы... 
Но где предел ему? и где его границы- 
На север, на восток, на юг и на закат? 
Грядущим временам судьбы их обличат... 
Семь внутренних морей и семь великих рек... 
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, 
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... 
Вот царство русское... и не прейдет вовек, 
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гос-тей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.... 

 

 

Одной из самых ярких и показатель-ных черт русского тра-диционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. В нашей статье вы узнаете удивительную историю возникновения самовара и его устройство.

 

 Традиции и обычаи русского народа

 Русская культура, обычаи народа и его традиции корнями уходит далеко в древние времена. Традиции – это дух народа, его самобытность, гордость и связь поколений...... 

 

    Гжельский рисунок один из самых уз-наваемых и уни-кальных видов рос-писи в традицион-но русском искус-стве. История появления гжели.....

 

Хохлома – это народный русский промысел,

 который возник в далеком XVII веке .... Одна из самых узнаваемых росписей народной живописи – красные и черные тона на золотом фоне... История...

 


 

Традиции и обычаи русского народа

    Русская культура, обычаи народа и его традиции корнями уходит далеко в древние времена. Традиции – это дух народа, его самобытность, гордость и связь поколений. Традиции, разнообразные обряды, праздники, в том числе и имеющие церковное происхождение – все отражалось в календарях. Название, в те времена, у календаря - месяцеслов. В нем были отражены все необходимые точки жизни крестьян, расписанные по дням, месяцам и годам. Почти каждому дню соответствовал какой-либо обряд, праздник или традиция. Для земледельца месяцеслов тоже имел большое значение, потому что и земледельческие обряды и традиции в нем тоже отражались – это служило ориентиром для выполнения определенных работ на земле. Продолжительность месяцев в месяцеслове определялась климатом и природно-погодными условиями.

    Народный календарь это симбиоз язычества и христианства. С появлением христианства, языческие обряды и праздники отошли задний план и даже были запрещены. В месяцеслове стали появляться пасхальные и другие церковные праздники, которые не имели закрепленной даты празднования, а перемещались в зависимости от дней недели. Обряды, которые сопровождали значимые праздники, были разнообразны: народные песнопения, хороводы, пляски, игрища, наговоры, обрядовые куклы и различные приспособления.

Масленица

    Масленица издавна была связана с семьей, браком, отношениями: устраивались смотрины для молодых невест и женихов, их выводили вдоль ворот и заставляли целоваться у всех на виду. Были и другие обряды для молодых: могли остановить сани с сидящими в них молодыми и забросать сеном или лаптями не годными к носке. Могли устроить «целовальник» - не самый гуманный обряд, который заключался в следующем: жители села запросто заходили в дома к молодоженам и поцеловали невесту. Так же на масленицу было принято приходить друг к другу в гости и к семьям, дети, которых недавно поженились.

    В обычаях на масленицу нашли свое отражение и сельскохозяйственные обряды, например для того чтобы урожай (конопля и лен) вырастали большими, девушки скатывались с горки, пытаясь отъехать как можно дальше; устраивали драки; звучно и громко пели песни. Очень значимым и крайне важным днем на праздничной неделе масленицы было воскресенье. Заключительный день перед Великим постом. Воскресный день перед постом в России носит название Прощеное. Тогда было принято просить прощения у близких людей и прощать все обиды. В конце дня ходили на погосты и «прощались» с ушедшими в лучший мир.

    Основным событием заключительного дня масленицы, был обряд сожжения зимнего чучела. Из старых тряпок и сена делали зимнее чучело, обряжали его в женские одежды и сжигали – прощались с зимой. Еще чучело могли утопить или просто разорвать на части и разбросать солому, которой набито чучело, по деревне. Неверно называть чучело «чучелом Масленицы», такое встречается часто, хоть и ошибочно. Прощались не с масленицей, а с зимой, но поскольку этот обряд проходил на масленицу, то получается ассоциативная путаница. В старинные времена просто зажигали костры за деревней у реки или на холме. На огне костра жгли колесо, как круглый символ, который обозначал солнце или не нужные вещи: лапти, старые кошели, изношенные веники, негодные бороны и все старье, которое собирали дети и приносили к костру. Таким образом, проходили проводы Масленицы. Сжигали в кострах и остатки еды, которая не подходила для поста: блины, сливочное масло, коровье молоко. Были обряды, направленные на дисциплинирование детей, например, в нижегородской области на высокий столб залезал мужик, махал веником, будто кому то угрожает и отгоняет и приговаривал: «не проси молока, блинов, яичницы».

    С масленицей проводили прощание на первый день Великого поста - это понедельник, его называли чистым, и считали днем очищения от накопленных грехов и пищи скоромной. Мужчинами проводился обряд «чистки зубов» - пили много водки, считая, что она вымывает остатки скоромной пищи. В некоторых селах проводили бои на кулаках, считая, что это «вытряхивает» блины. В день чистого понедельника крестьяне не только в обязательном порядке ходили в бани, но и перемывали посуду, очищали молочные крынки от жирного осадка и остатков скоромной пищи.

    Была масса и разных других обычаев, сопровождавших масленицу: проводили игры с мячом, бои на кулаках, птичьи бои (гусиные и петушиные), катались на качелях и каруселях, проводили посиделки у молодых. Как вообще протекала неделя масленицы на Руси, относительно дней недели?

  • Понедельник встреча. В открывающий день масленичной недели так же делали чучело, его рядили в старую женскую одежду и посаженое на шест, катали по деревне в санках. А потом устанавливали его на вершине горы из снега и скатывались с нее в санях. Катание сопровождалось пением песен, смехом и шутками.
  • Вторник заигрыш. Народные гуляния проходили полных ходом. Петрушки выступали в балаганных театрах, шумные действа сопровождали любые народные празднества, ряженые гуляли по базарам, ходили по домам, устраивали домашние представления. Катания с ледяных гор тоже были в большом почете.
  • Среда лакомка. Этот день встречал блинами и богатыми пиршествами. Почти в любой избе пеклись блины, готовилась разнообразная вкусная еда, варили пиво. Активизировались палаточные торговцы, продававшие пряники, орехи, медовуху, сбитни, горячий чай из самовара.
  • Четверг – разгул. Середина масличных гуляний. Продолжались празднования, катания и кулачные бои которые переросли в легкоузнаваемые поговорки, и сейчас встречаются часто в разговорной речи: двое на одного – нельзя, ниже пояса бить запрещается, упавшего не бить. Дрались не только один на один, но и группами (стенка на стенку).
  • Пятница – тещины вечера. Многие обряды масленичной недели были направлены на сближение молодых людей и ускорение свадеб. В пятницу было принято наряжаться молодоженам в красивую одежду и в расписных санях ехать по гостям, гулявшим у них на свадьбе, чтобы в торжественной обстановке скатиться с горы. Однако самый важный обряд в этот день, дал ему название. Теща пекла для зятя блины, накрывала стол и угощала, если конечно, была зятем довольна. Россия страна большая и не везде теща пекла блины в пятницу, гостить у тещи было принято (в некоторых областях) и в среду, тогда в пятницу устраивали «тещины вечерки». Звалась теща в дом к зятю, который в свою очередь ее угощал блинами, а теща с вечера присылала в дом зятя все нужное для этого: половник, сковороду, другой необходимый кухонный инвентарь, а тесть посылал продукты: гречневую крупу, масло. Если зять игнорировал этот обычай, то это была серьезная обида и грозила враждой между тещей и зятем.
  • Суббота – золовкины посиделки. Кто же такая эта золовка? Это сестра мужа. И после чего повелось такое незвучное название? Возможно от слова «зло», потому что считалось, что она, много чего подмечала в невестке и абсолютно не скрывала своего отношения. Итак, по субботам ждала к себе гостей невестка.
  • Воскресенье – проводы масленицы Воскресенье прощеное. Родные, близкие, соседи, знакомые просили простить их и слышали в ответ: «Бог простит». С этих самых пор все обиды забывались и следующим днем начинался Великий пост.

Пасха христианская

    Пасха важнейший и один из самых крупных праздников в христианстве. Пасха символизирует воскрешение Христа. Пасха празднуется в воскресенье, следующее за днем весеннего равноденствия, и выпадает этот день, как правило, на конец апреля. Свое название «пасха», праздник получил от греческого слова, которое в переводе означает «прохождение мимо» и было заимствовано у пастухов, перегонявших скот от зимних пастбищ, к летним. Пасха христианская и пасха иудейская совпадают и перекликаются своими библейскими историями, поэтому близки между собой. Рассчитывается день празднования пасхи у большинства конфессий одинаково, исходя из фаз лунно и солнечного календарей. Любой обряд, в том числе и принятый в христианстве, становится важным и торжественным, когда понятен его смысл и значимость.

Каким образом в христианскую культуру вошли слова «Христос воскресе» и красить на Пасхальный праздник яйца, печь ароматные куличи и делать пасхи из творога?

Есть такое предание, когда Мария Магдалина, в путешествиях по разным странам проповедовала воскресение Христово,  императору Тиберию начала проповедовать со слов «Христос воскресе» и протянула Тиберию яйцо красного цвета. Первые христиане, увидев в этом сердечность и простоту, переняли этот светлый обычай. Почему в подарок преподносятся именно яйца? Потому что издавна яйцо являлось символом появления самого мира. В христианском мире – символ воскрешения после смерти. Красный цвет – это радостный и праздничный цвет от воскрешения Христа. Христосоваться, то есть обмениваться словами «Христос воскресе» и услышать в ответ «Воистину воскресе», присущ только русским людям. Ни в какой другой стране этого нет, в силу душевности русского народа и желания передавать свои светлые, радостные эмоции близким людям.

    Помимо христосования, на Пасху, есть еще обычаи готовить пасху их творога, изюма и других ингредиентов.Пасха и твогора делается в форме усеченного конуса, что символизирует гроб Господень. По бокам пасхи располагаются символы распятия: крест, трость, копье. Само воскрешение символизируют: цветы, ростки зерен, сочетание букв «ХВ». Но основное кулинарное украшение пасхального стола – это кулич. Кулич – обязательный символ пасхи и богослужения. Этот большой хлеб с изображенным на нем крестом, символизирует гибель Христову и располагается перед иконостасом в течении всей святой недели, а после, разделяется на небольшие кусочки и раздается среди верующих в храме.

Рождество Христово

    Рождение Христа – это просветленный православный праздник. Добрая теплая традиция, основанная на высоких идеалах. Этот праздник с каждым годом возрождается и набирает силу, будучи некогда забытым, в силу политических убеждений страны.

Почему на Рождество принято вешать украшения именно на елки?

Предположительно, первые ели, которые пока еще не украшали, возникли в VIII веке в Германии. Связывают первейшие упоминания о данном хвойном дереве с Бонифацием (монах). Когда тот занимался чтением проповеди о Святом Христовом Рождестве друидам, пытаясь убедить их что дуб не священное дерево, Банифаций срубил один из дубов. Когда срубленное дерево падало, оно повалило все деревья на своемпути, кроме одной молоденькой ели. Оставшуюся стоять на месте ель, Банифаций провозгласил свершившимся чудом и Христовым деревом. Далее, уже примерно в 17 веке и не только в Германии но и странах Скандинавии, елка стала неотъемлемым предметом Рождества. Украшением служили фигурки из разноцветной бумаги, цветы, яблоки, вафли и различные красивые мелкие безделушки, которые могли разместиться на еловых ветках.

    В странах протестантской веры, значимость елки увеличилась, благодаря преданию о Мартине Лютере Кинге, которое гласилоо том что нужно зажигать на елке свечи в Рождественские празднества. Одним из вечеров, Мартин Лютер Кинг, направлялся к себе домой и по дороге сочинял проповедь. Сияющие на небе звезды между верхушек елей подарили ему благоговение. Чтобы показать эту замечательную картину своей семье, священник разместил в самой главной комнате дома елку, на которой закрепил и зажег свечи. Первыми украшениями елок к Рождеству были настоящие фрукты, сладости орехи и свечи. Разумеется, такую нагрузку выдерживать на еловых ветвях не возможно и в связи с этим, немецкими стеклодувами были изобретены игрушки для елки – полые шары и фигурки.

        Рождественский венок.  У венка на Рождество лютеранское происхождение. У вечнозеленого венка четыре свечки. Первая из свечей зажигалась перед Рождеством (за 4 недели), символизируя свет, появившийся с Христовым рождением. Остальные свечи принято было зажигать в последующие 3 воскресения. На четвертое - зажигались все четыре свечи, для освещения того места, где венок расположен, например церковный алтарь или стол для обеда. Рождественские свечи. Свет – значимая составляющая множества зимних обрядов у язычников. Используя этот источник света, изгоняли холодные и темные силы. У христиан свечи из воска - это символ света Христа, как свет мира. В Англии, купцы, каждую зиму, из года в год дарили своим постоянным покупателям свечи, как знак того что свет победил тьму.

     Ночь перед рождеством называется «сочельник». Это название взялось от пищи, которую согласно ритуалу ели в этот день – «сочива». Это каша из ячменя, риса, гречихи или гороха. Кашу смешивали с медом и соком мака, по-другому - это кутья (блюдо для помина усопших). Блюд в этом ритуале было 12, что соответствовало числу апостолов. К столу готовили много различных блюд: пекли блины, делали домашнюю колбасу, блюда из рыбы, холодцы, запекали поросенка и гуся. Как только наступала ночь и на небе загоралась первая звезда, все усаживались за стол, и начинался праздник, с добрыми пожеланиями здоровья и счастья друг другу.

Как проводить святки. Святки – это следующие 12 дней после наступления праздника Рождества Христова. Каждый из этих дней ознаменован каким-либо священным событием Христова Рождества. В те времена, когда были гонения против тех кто верил в христианств - препятствовали проведению богослужений и в некоторых Церквях присоединяли друг к другу Рождество Христово с Крещение и давали обобщенное название «Богоявление». Во время разделения этих праздников, дни в промежутке от 25 декабря до 6 января, сливались как будто в 1 праздничный день. У людей эти дни получили название «святые вечера», потому что верующие христиане все дела заканчивали днем до начала вечера, в память событиям Крещения и Христова Рождества, которые происходили в вечернее и ночное время. Зачастую Святки связывают с гаданиями, народными игрищами, гуляньями, но это больше языческая традиция и такой образ поведения нельзя назвать святыми днями.

    Одним из сокровенных человеческих желаний, всегда было знать то что будет в будущем. Считалось, что Святки - это самое удачное время для проведения обрядовых гаданий. И народ в святочные вечера и ночи гадал. Для проведения гаданий, находили места скоплений «нечистой силы» - кладбища, старые не жилые дома, сараи, подвалы и тому подобные «нечистые» места. Для проведения гадательных обрядов участники снимали с себя нательные кресты, пояса, развязывали узлы на одежде. Девушки расплетали свои косы. Гадания проводили тайно, из дома выходили в полном молчании, не осеняя себя крестом, без обуви в рубахах. Глаза зажмуривали или закрывались платком – не хотели быть узнанными. Чтобы защититься от нечисти, на полу чертили круг, а на голову водружали горшок из глины. Гадали на все: здоровье, долгие годы, пропажа скотины, но главным вопросом, особенно для девушек было замужеств. Остаться в девках было большим несчастьем. Вот и старались девушки узнать как можно больше подробностей о женихе. Гадая, обращали внимания на знаки, которые должны были раскрыть некоторые подробности, при соблюдении определенных условий. Знаками считали много что, главное правильно их истолковать. Форма носка, сновидение, поведение домашних животных, количество четных и нечетных предметов. С той стороны, откуда доносился собачий лай – будет жених родом, стук топора ознаменовывал гибель, играющая музыка – свадьбу в ближайшем будущем, стук копыт лошади – дорогу. Чтобы увидеть вещий сон, перед тем как улечься в кровать, девушке нужно было умыть лицо водой из 9 колодцев, заплести в косу траву, вымести полы в избе по направлению от входа к углу комнаты и пробежать вокруг дома без одежды. Помощником в видении вещих снов, могли служить мужские штаны, положенные под кровать, подушку, гребень, миску с водой. Основным моментом святочных празднеств – был семейных обед. Приготавливали блюда (нечетное число). Главное блюдо – кутья, стостоящая из смеси различных круп или из одной крупы: пшено, ячмень, рис) готовились так же кисель, пеклись блины. На тол ставилось то количество приборов, которое учитывало число умерших родственников в прошлом году. По вечерам и ночам по домам ходили колядующие – ряженые желали хозяевам всяческих благ в наступающем году, за что получали угощение и сладости.

Рождественский пост Длительность поста на Рождество не сразу установилась. Традиция держать этот пост, появилась уже в IV веке, об этом есть упоминание у Амвросия Медиодаланского, Филастрия, Августина и в Vвеке у Льва Великого. На соборе 1166 года провозгласили, что Рождественский пост следует хранить 40 дней. Рождественский пост – один из самых длительных, он завершает год. Начинается 28 ноября и завершается 7 января. Так же этот пост зовут Филипповым постом, потому что его начало совпадает с днем памяти святого Филиппа.

Для чего нужен пост перед Рождеством?

    В завершающей части года – он отождествляется с единением с Господом Богом и готовит к празднику Рождества Христова. Сей пост нужен, чтобы обрести покаяние, очиститься, читая молитвы и выдерживая лишения в пост, очистить душу, сердце и мысли, чтобы чистыми встретить Сына Божия и его рождение. Подарить рожденному Христу наше сердце и желание следовать за ним.

Аграфена купальница и Иван купала

    День летнего солнцестояния – один из самых важных дней в году. Это вершина лета и для многих народов земли – этот день поворотный. Праздник этот отмечался не только на Руси. У литовцев он назывался Ладо, у поляков – Соботки, у украинского народа – Купайло. Ночью с 23 на 24 июня этот таинственный и озорной праздник отмечали все. Со временем в силу изменения календарного стиля вершина лета сместилась, и празднование перенеслось на две недели вперед. Издавна Купало был символом плодородия. В честь него зажигали костры и прыгали через пламя, пели песни, водили хороводы. Праздник этот совместил в себе и языческое и христианское значение. Имя Иван присоединили к названию праздника, после крещения Руси, в честь Иоанна Крестителя, чье рождение выпало на 24 июня. Перед Иваном Купалой был день Аграфены купальницы, а затем, спустя несколько дней праздновался день «Петра и Павла». Эти дни сплетались в один большой праздник. Как и многие другие длинные праздники – этот, для русского народа имел большой смысл, потому включал в себя большие народные гуляния, песни, обряды, гадания. По одной из версий название «купальница» присоединили к Аграфене, потому что он шел следом и эти два названия между собой переплелись.

 На Аграфену обязательно ходили в баню, мылись, парились, готовили банные веники на год вперед – поэтому и название Аграфена «Купальница». В ночь между Аграфеной и Иваном, принято было посылать жен «выкатывать рожь». Женщины мяли рожь, валялись по полосе, считалось, что это принесет богатый урожай. Еще одним важным обрядом на Аграфену был сбор лекарственных трав с целительными свойствами. Ночь эту считали волшебной: трава наливалась силой, деревья и животные могли разговаривать между собой. От воров, рвали цветок «Иван да Марья», складывали по углам избы и считали, что разговор между этими цветками (братом и сестрой) не пускал в дом грабителей. В некоторых областях вязать веники для бани считалось нужным не на Аграфену, а на Ивана. По окончании банных процедур, девушки кидали веники в реку, и если веник тонул – это было предзнаменованием смерти в этом году. Бросали веники и с крыши бани, если верхушкой веник упадет в сторону кладбища – это тоже предвещало скорую гибель, а в костромской области по направлению веника, девушки определяли, откуда будет жених. Гадали и на травах, в букет из 12 трав обязательно должены быть собраны папоротник и чертополох, укладывали на ночь под подушку и ждали во сне суженого, приговаривав, засыпая: «суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять». Есть и другой вариант: собрать ночью букет, а утром посмотреть, набралось ли 12 трав, если набралось, то в этом году выйдешь замуж. Много приданий на купальские праздники связано с водой. Рано утром, женщины ходили собирать росу. Для этого брали скатерть и емкость для воды. Скатертью с травы собирали росу и отжимали ее в емкость. Этой водой мыли руки и лицо, что отгоняло болезни и хворобы. Росу собирали и кропили ею в доме кровати, стены, чтобы не водились насекомые (клопы и тараканы). Таким же образом защищали дом от нечистой силы. Утром на Иванов день, было принято купаться в реках, а в некоторых областях, считалось наоборот, что это опасно. Так как на Ивана Купалу у водяного были именины, а водяной не любил, когда в его царство вторгались люди, мог и утопить.

    Иван Купала, считался еще и ведьминым праздником. В этот день, по преданию, ведьмы праздновали свой праздник нечистой силы и старались как можно больше принести горя людям. На Купалу был и еще один обычай – обливать всех водой. Молодые мужчины, надевали на себя самую старую одежду и шли на реку с ведрами, чтобы наполнить их самой мутной водой, а иногда и просто грязью. По пути в деревне обливали этой водой всех кого видели (кроме стариков и детей). Но больше всего грязи доставалось молодым девушкам. Их вытаскивали из дома, обливали грязью, а потом, вся молодежь, шла на реку и отыскав укромное место, устраивали совместное купание (конечно в одежде). Ну и наверное самый важный обрядовый атрибут на Ивана Купалу – это костер. Ночью, вокруг очищающего костра пели песни, танцевали, прыгали через него. Кто выше прыгнет, тот удачливее всех будет в году. Огонь считался очищающей силой от скверны и поднимающей дух. Укреплял огонь и чувства, поэтому прыгать через него, лучше было парами. Кое-где, в областях, через огонь прогоняли домашний скот, защищая от болезней и мора. В костре на Купалу сжигали одежду больных для выздоровления, с одеждой вместе, горели болезни. После прыганий через костер, устраивали веселые игрища и шуточные бои, а когда, напрыгавшись и нарезвившись, уставали, то шли купаться. На праздник Ивана Купалы часто завязывались отношения между парнями и девушками (купались то вместе). Ребенок, зачатый в купальскую ночь, рождался здоровым и счастливым. Так вот шумно и весело проходил праздник на Ивана Купалу.